Чуть-чуть не успел с этим постом.
Фактически, я начинал его как «фантастическое эссе». И почти закончив фантазировать – обнаружил, что Путин публично сделал первый шаг к воплощению этих фантазий в реальность.
Речь, конечно же, об обещании поставить общедоступные веб-камеры во ВСЕ 90+ избирательных участков страны. Это очень позитивный прецедент. Если будущий президент сдержит обещание – станет очевидна вся натужность и неадекватность оппозиции.
ЕСЛИ СДЕРЖИТ.
Но – это только первый шаг. Пофантазируем, какие могут быть следующие шаги по приведению страны в порядок?
1. Электронное наблюдение
а) Как я угадал еще в комментариях к прошлому посту – в первую очередь нужно обеспечить КОНТРОЛЬ за действиями чиновников. Для этого – госучреждения, кабинеты, публичные общественные места, дороги и стройки нужно постепенно оснастить круглосуточным публичным веб-наблюдением. ЛЮБОЙ человек должен иметь возможность в ЛЮБОЙ момент наблюдать, что происходит в важном для него месте.
Понятно, что для этого нужно иметь компьютер и интернет. Но это уже проблема самого наблюдателя.
б) Следующий правильный шаг – сосредоточить видео со всех поставленных камер на централизованном веб-портале. Скажем, на тех же ГосУслугах. Видеопотоки разбить по районам, тематике, ответственному чиновнику. Открыть АПИ, позволяющее любому пользователю как поставить на свой сайт прямой видеопоток с любой камеры, так и добавить свою собственную камеру на ГосУслуги. Код портала сделать полностью открытым – взять пример с Википедии и РосПила.
в) Очень ВАЖНЫЙ ШАГ – дать любому человеку, который считает, что что-то в его стране/районе/доме нуждается в улучшении, возможность опубликовать на ГосУслугах свое «Предложение». Фактическое, на основе видеопотока с веб-камеры или хотя бы фото/видеоматериалов. Хочешь улучшить дорогу возле дома? Хочешь обустроить лабораторию родного ВУЗА? Хочешь наказать чиновника? Ставь камеру, делай фото или видеорепортаж в свободной форме (чтобы все видели – предложение обосновано, это не распил и не клевета) и публикуй.
г) Да, регистрацию в сервисе (как и сейчас) стоит сделать ТОЛЬКО по паспорту. Один человек – один аккаунт. Верификацию данных – опять же через веб-камеру. Нынче активно развиваются метода скана сетчатки, дактилоскопия, биометрия и тп – все это только приветствуется.
2. Финансовое обеспечение
Конечно, все это требует денег для реализации. Имхо, деньги нужно брать (на примере Навального) с самих граждан России. Хочешь что-то улучшить? Оплати работу.
а) Каждому новому Предложению ЛЮБОЙ пользователь может выставить оценку «бюджета». Вес голоса (достоверность оценки) зависит от рейтинга (кармы). Крайние значения бюджета отбрасываются, берется среднее, и проводится тендер:
- среди компаний, которые готовы взяться за работу
- среди чиновников, готовых взять ответственность за эту задачу
- ну или не чиновников – по идее, любой пользователь может попробовать взять ЛЮБУЮ задачу под свою ответственность (и заработать на этом).
б) Когда все условия и участники определены, Предложение ставится в «очередь на бюджет». Здесь ЛЮБОЙ желающий может выделить некоторую сумму денег – на это конкретное Предложение, или в некий «общий бюджет», из которого финансируются важные, но менее популярные Предложения. В любом случае, когда накоплена достаточная сумма – она замораживается, и работы начинаются.
в) Куратор ставит повсюду веб-камеры, постоянно публикует фотки документов, встреч, людей, отчитывается о ходе работ. В случае успешного выполнения – участники получают свою оплату. В случае проеба – ну извиняйте, сами виноваты. Деньги и уважение достанутся тем, кто все сделает правильно.
г) Чем больше успешных проектов у куратора и исполнителей – тем выше их рейтинг (значимость оценок/мнений). Чем больше человек профинансировал разных предложений – тем выше его рейтинг. Это логично.
3. С чего это я буду платить еще и вам?
а) Чтобы люди были согласны оплачивать установку камер, работу кураторов, бюджет Предложений и вобще решение проблем, следующий ожидаемый шаг – приравнять эти платежи к НАЛОГАМ. По каждому пользователю на ГосУслугах нужно ввести учет платежей – сколько, куда, когда вложил. Человек, вложивший в месяц определенную сумму – автоматически освобождается от соответствующей доли налогов в этом месяце.
Эту систему я бы назвал «НАЛОГИ ДЛЯ». Она взимает налоги не ЗА совершение какой-то госуслуги, а ДЛЯ решения конкретной проблемы – и за свою логичность автоматически получает популярность.
б) При оплате «налогов для» невозможны распилы и взятки. Невозможен диктат «заплатите нам налог, а то посадим». Это позиция Википедии: «нам надо денег на то-то и то-то, дайте пожалуйста». Реальное голосование рублем. Я считаю, каждая попытка отнять у народа деньги должна обоснована: хотите наших денег – докажите, что имеете на них право.
4. Контроль над контролем
А кто и как будет контролировать правильность ведения платежей САМОГО сервиса ГосУслуг?
Все и всех. Нужно настроить баланс, при ктором все стороны будут контролировать друг друга.
а) Основа – финансовое поощрение народного контроля и вообще активности:
- добавил свою веб-камеру на сервис? Принимаешься в штат, получаешь небольшой оклад на содержание камеры
- добавил Предложение, которое получило финансирование и успешно завершилось? Получи K рублей
- нашел нестыковку в статистике, потерянные платежи? Получи N% от суммы потерянных платежей
- мониторишь видеопотоки? Получи T рублей за каждое выявленное нарушение (или K, или R, зависит от категории нарушения)
- хочешь поработать на безопасность страны? Отследи, кто постоянно запрашивает доступ к АПИ и бекапам и сливает их на сторону, напиши жалобу и получи NN рублей
- просто активный пользователь? получи M рублей за каждую 1000 голосов или 1000 комментариев
- и так далее
б) Программная сторона – код движка ПОЛНОСТЬЮ открытый, с открытым АПИ. Платежи и предложения выгружаются в ежедневный, еженедельный, ежемесячный и ежеквартальный бекапы, доступ к которым может запросить любой пользователь (факт запроса доступа пишется в историю активности пользователя). Не верите расчетам на сайте – проверяйте сами. Выявить мошенничество теперь вполне реально – сдублируйте сервис, прогоните по нему открытую статистику и сравните результаты.
б) Сторона руководства (системный администратор) – занимается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО разруливанием технических проблем. Он НИЧЕГО не решает, его права – только запрещающие. Админ может отклонить какое-то предложение, какие-то растраты, убрать какие-то голоса, но не может ни что-то накрутить, ни тем более в обход голосования списать деньги на фиктивное предложение. Напоминаю, код открыт для всех.
в) Сторона исполнителя – у каждого предложения есть создатель, куратор и исполнители, и всем им выгодно не допускать финансовых косяков со стороны администрации. От этого зависят их репутация и зарплата. У предложения на этапе «получения бюджета» публично формируется список «оплативших». Любой человек может подать жалобу, что его платеж исчез. Более N% жалоб – и предложение блокируется до выяснения. Более NN% – и куратор штрафуется. Более NNN% – и отменяется текущее руководство сайта. Руководство сайта тоже выбирается подачей Предложения, на срок до года.
г) Наконец, в профиле каждого пользователя есть история платежей. Вы сами себе хозяин. Ваш платеж не зачли в налог? Найдите его в истории и публикуйте обоснованную жалобу. Боитесь, что ваши деньги пропадут? Не переводите деньги в общий бюджет ГосУслуг, переводите конкретным Предложениям, которые легко проконтролировать, изучите открытый код сайта. Вообще не доверяете сайту? Ну платите обычные налоги, уж они-то наверняка более честные…
5. А как же госбезопасность?
Ну да, ну да. Злобные пендосы увидят, куда и сколько страна тратит денег. Весь военный и космический бюджет как на ладони.
а) Вообще-то, да, так делать нельзя. Но народу и не нужно столько власти. Не нужно ДАВАТЬ столько власти. Пусть силовые, военные, супернаучные ведомства дотируются из обычных налогов и не появляются в публичном веб-доступе – это не наше дело. Власти самой выгодно поддерживать силовые структуры в порядке, чтобы другие страны не наглели. А народ, если нужно, всегда сможет решить КОНКРЕТНУЮ проблему в «обычном» порядке через выстроенную систему ГосУслуг – вплоть до найма «ополчения».
б) До этого еще ОЧЕНЬ долго. Первые предложения будут касаться исключительно бытовых и житейских проблем. Потом пойдут вопросы формирования цен. Потом – бюрократия. Потом – образование и культура…
В общем, на наш век хватит.
—-
Вот такие фантазии. Было бы здорово, если бы хотя бы треть их исполнилась, ведь первый шаг властью уже заявлен.
Есть вопросы? Критика? Улучшения? Давайте дофантазируем систему до завершенного состояния.
С уважением, Алексей Глазков.
» 15 мнений
1 Oleg // Дек 17, 2011 at 01:07
Мысли в воздухе витают! Надеюсь, энергия революционеров пойдет именно в это русло.
Пора вместо лиц выбирать ДЕЛА, и голосовать ресурсами.
Наверняка, в ваших рассуждениях есть лазейки и дырки для коррупционеров, и не все выйдет так, как задумано, но в качестве ориентира для начала – годится!
2 Alx // Дек 17, 2011 at 01:10
Алексей, почитываю ваши посты время от времени.
Идеи интересные, но..
Поясните пожалуйста некоторые мысли из вашей статьи..
«Выявить мошенничество теперь вполне реально – сдублируйте сервис, прогоните по нему открытую статистику и сравните результаты.». Дубль должен быть создан до проверки события, чтоб было с чем сравнивать результаты? А если не нашлось таких сервисов, т.е. все были созданы после..?
А как с вбросами бороться? Ну продублировал человек сервис.. Ведет время от времени все честно, набирает доверие. А потом раз и поднимается визг: «Аааа, власть обманывает. У них такие результаты, а у меня такие..». Не все ведь бросятся анализировать и собирать информацию по другим сервисам.
Сумбурно немного, но извините, конец недели, дедлайн, в голове небольшая каша)
Спасибо,
Алексей
3 Виталий // Дек 17, 2011 at 01:35
Путин крикливый болтун, впрочем вы можете верить всему, что хотите.
1) Есть зафиксированные нарушения, почему бы не разобраться со всеми ними?
2) Камеры не спасут, т.к.
а) Всем пофиг – даже с нынешними вбросами и каруселями никто заморачиваться не собирается.
б) Камеры могут зафиксировать вбросы. Проблема с большинством бюлетеней в том, что цифры в ГАС не соответствуют цифрам в бюллетенях, огромные расхождения.
Но вы можете продолжать петь ему диферамбы, кто-нибудь да поведется.
4 Виталий // Дек 17, 2011 at 01:39
Так что собственно все это хорошо – наблюдения и так далее. Но как бы наблюдают и сейчас. И всем на все положить, т.к. судебная система не работает.
5 Алексей Глазков // Дек 17, 2011 at 01:49
Oleg, спасибо
6 Алексей Глазков // Дек 17, 2011 at 01:57
Alx,
>> Дубль должен быть создан до проверки события, чтоб было с чем сравнивать результаты? А если не нашлось таких сервисов, т.е. все были созданы после..?
Не очень понял, в чем вопрос. В таком сервисе мошенничество может быть только одно – проведенный платеж не записывается в бюджет. Платежи я предлагаю делать двухэтапные:
1) человек зачисляет деньги на свой внутренний счет
2) человек перечисляет деньги со своего счета в бюджет сервиса или предложения
Платежные системы независимы, то есть если из банка вы переведете на счет и деньги не зачислятся – вы всегда можете предъявить банковское списание. Если не сработает внутренний перевод со счета в бюджет – деньги просто останутся у вас. А если переведутся, но не отразятся в предложении (уйдут в никуда), это отразится на вашем собственном счете. В любом случае, есть концы за которые можно размотать махинацию.
Ровно так же – с платежами любого другого человека. Берешь логи, сравниваешь. Если сложно – поднимаешь добликат сервиса, вгружаешь последний бекап, сравниваешь.
>> раз и поднимается визг: «Аааа, власть обманывает. У них такие результаты, а у меня такие..»
Ну так докажи. Открой код, тебя проверят. проверят а) независимые пользователи, б) официальная администрация сервиса, в) люди которые надеются на награду за найденное нарушение.
7 Алексей Глазков // Дек 17, 2011 at 02:06
Виталий,
«бюлЛетеней»
«дифИрамбы»
По существу же темы – два простых возражения:
1) Есть большая разница между «зафиксированными» сейчас нарушениями, снятыми непонятно кем непонятно когда на непонятно какую камеру, и нарушениями, зафиксированными на официально поставленные текущей властью камеры наблюдения. Во втором случае – отвертеться тяжелее, ибо тут уже власть берет на себя ответственность за качество и достоверность съемки. Любая попытка отмазаться от ответственности, типа «хакеры все взломали» – это либо прямая откровенная ложь, либо не менее прямое признание в некомпетентности. В любом случае – это очевидный проеб, за который можно зацепиться – и не только народу.
2) Вы вообще пост-то читали? Или ограничились первым абзацем? В посте вообще-то не о Путине речь
8 dober // Дек 17, 2011 at 03:11
Алексей, я поддерживаю умеренную позицию, но не разделяю всеобщего восторга по вопросу видеокамер.
Свои скептические сорбражения я изложил в статье
http://kartz.ru/2011/12/17/video-j/
Буду благодарен за Ваши комментарии.
9 Людмила // Дек 17, 2011 at 09:19
Классное выступление! И мне кажется как раз сюда…. http://goo.gl/1jvXt
10 Виталий // Дек 17, 2011 at 13:25
Алексей, спасибо за исправления. Писал поздно, иногда видимо не попадая по клавишам
Я напомню свою основную мысль: без судебной системы вы можете наблюдать что угодно и как угодно. Далее вы приносите свои доказательства в суд и далее суд отказывает вам в рассмотрении их. Это не важно какого качества доказательства, суд всегда может отказать. Сроки рассмотрения затянут, вы доберетесь до последней инстанции только через несколько лет. Забудьте, камеры ничему не помогут.
И да, я читал до конца, меня просто заголовок возмутил.
11 fStrange // Дек 17, 2011 at 15:30
Вы на выборы то ходили?
А наблюдателем были?
С камеры толка никакого, ничто не мешает ее прикрыть длят ого чтобы делать черные делишки. Она не определит переписывание протоколов, карусель, вбросы и прочее.
Так что это популизм чистой воды. Лучше бы Путин провел образцово показательные суды по поданным искам. Это действительно был бы серьезный шаг.
Кроме того, вместо камер лучше было бы поставить везде Коибы. Проверенная технология и графики показывают, что подтасовок с ними минимум.
Картинка http://www.echo.msk.ru/att/element-631679-misc-11.jpg
Ну и если говорить вообще о последним выступлении Пу, то он просто мелкий хам. Йумор про презервативы, а также байки про госдеп и студентов за деньги на митинги еще аукнутся ему дальше.
12 Дмитрий Федорков // Дек 17, 2011 at 18:02
Виртуальная демократия – это прекрасно. И пиратская система вознаграждения интеллектуального труда – просто чудесно. Очень хочется, чтобы всё это не оказалось очередной утопией.
13 Виталий // Дек 17, 2011 at 21:47
fStrange, согласен на 100%. Думу будут переизбирать через сколько там? 5-6 лет? Путин может наговорить что угодно про следующие выборы как там все круто будет. Через 5-6 лет «либо Путин, либо ишак», как было у Ходжи Насреддина. На деле имеет мелкого хама, который прямо ни на один вопрос не может ответить. Но он таким всегда был, с самого начала, чего стоит только его ответ «она утонула». Так что удивляться тут нечему.
14 Николай // Янв 31, 2012 at 00:14
Алексей, хорошо помечтал, забыл о главном – откуда взяться мотивации на то чтобы всё это сделать?
15 Алексей Глазков // Янв 31, 2012 at 07:03
Хороший вопрос. Зачем текущей власти, у которой и так все есть, что-то подобное делать?
Видимо, в начале не обойтись без постоянного волшебного подпинывания в виде угрожающих народных масс.
Но вообще, я фантазировал, что этот тип контроля и налогообложения в итоге окажется в руках тех самых «масс» – они уже более-менее замотивированы